Ю. Белоградов
Юрка
Юрка это я, заморенный эвакуацией и вообще
войной шкет на тонких ногах с бледно-зеленым лицом. В 1942-м году мы вернулись
в свой родной город. Дом наш сожгли, и мы жили на окраине, в чужом доме. Пустых
домов тогда было много. Город бомбили ночами, но были и дневные налеты. В
бомбоубежище мы не ходили, там догадливые люди устроили общественный туалет.
При налете мы становились спиной к печи и слушали, как бьет зенитка. Обслуга
орудия была полностью из молодых девчонок. Я прибегал к ним в спокойное время,
потому что было интересно. При встрече с ними кто-нибудь хватал меня на руки и
припевал:
— Ой, девчонки, какой Юрка хорошенький,
только легкий.
Расчет
орудия жил в пустующем доме. Иногда я попадал туда и мне доставался маленький
кусочек сладкого-пресладкого сахара. Это вам и чай с сахарином. В доме был
телефон. Однажды при мне зазвонил телефон, девчонки побежали к орудию, начали
стрелять. От строя немецких самолетов отделился один и пошел на подавление
нашей зенитки. Девчонки палили из орудия, оглохшие, они кричали мне, чтобы я
уходил. Гордость мальчишки не позволяла уйти в такой момент. По малости лет я
не понимал опасности. Считалось, что только трус может убежать во время боя. Я
остался с ними. Сами они кричали:
— Ой, мамочка! На нас идет!
Плакали,
выли и продолжали стрелять. Немец не выдержал пальбы, мазанул бомбами и
отвалил. Орудие уже продолжало стрелять по самолетному строю.
Потом стихло. Девчонки сидели на зарядных
ящиках с грязными, зареванными лицами. Курили махру. Передавали друг другу самокрутку.
У всех дрожали руки. На них не было касок. Они побросали их еще в начале боя.
Пилотки на головах выглядели круглыми шапочками, и я заметил:
— Тетеньки, наденьте пилотки правильно,
красивее будет.
Все
очнулись от тишины. Смеялись, тискали меня.
— Кавалер ты наш единственный! Золотой ты
наш, посеребренный! Юрка, — смеялись они, — за что мы тебя так любим?
— Это очень просто, — говорил я, — у меня нет
соплей, вшей, я каждый день умываюсь.
При
разговоре у меня была привычка расставлять пальцы и размахивать руками. Это
всех забавляло.
— Моя мама говорит, что если не буду
умываться, так и любить никто не будет нисколечко. А это негодное дело, потому
как без любви плохо.
— Правильно, Юрка, говоришь. Без любви плохо,
— кивали мне в ответ, — вот, нас никто не любит.
— Как это никто, а я? Потом, наверное, любят
вас солдаты с зенитного пулемета «спарка». В этом самолете, от которого вы отбивались,
наверное, «спарка» кого-то задела. Вот он и вышел рано из пике так рано.
— Как это они задели? — возмутились девчонки,
— мы же один на один заставили фрица мазануть!
— Нет, я видел, «спарка» стреляла вбок
самолету. Она около «хлама» стояла.
—
Около какого «хлама»?
— «Хламом» у нас называю химзавод. Теперь
понятно, кто вас любит? — спрашивал я, подходя к каждой девушке.
— «Спарка» была на полуторке. Она стреляла, а
потом уехала. А вы подумали, что вас никто не любит. Да быть такого не может!
Мне наговорили разных хороших слов, но сахара
дать забыли. А я не попрошайка. Мне нравилось находиться рядом этими молодыми
девушками не только из-за сахара. От них веяло добротой и «надёгой». Так
говорила моя бабушка Соня, имея в виду под «надёгой» надежность.
Скоро мне предстоит встреча с моей бабушкой.
Она живет в маленьком городе. Туда мы отправляемся на пароходе. На каком пароходе,
сейчас не упомню, но их было тогда всего два. «Чернышевский» и «Шевченко». На
одном из этих колесников мы с мамой шлепали по реке. Всё ждали, доедем ли мы до
места, или из-за малой воды нас высадят раньше. Шли хорошо, но сделали вынужденную
остановку. В дне парохода оказалась пробоина. Измеряли глубину у носа и кормы.
Всё было в норме. Нашлись смельчаки, нырнули, посмотрели, что за чудо такое.
Чудом оказался танк, за башню которого пароход зацепился своим дном. Теперь
течение сносит нас от этого места. Пришел маленький катер с каким-то
начальником в белом кителе. Начальник поговорил с капитаном, катер ушел, а мы с
Божьей помощью добрались до дебаркадера. Тут нас и высадили. Пароход встал на
ремонт, а мы пешком отправились к бабушке.
Она жила в доме, на первом этаже, в комнате
приличных размеров. Второй этаж дома был деревянным. Еще был сарай с козой. На
козье молоко я и приехал наедать себе шею, а то голова на плечах плохо
держалась. Бабушка кроме козы еще вязала веники, собирала малину, орехи,
продавала всё это на базаре. Пустила еще в комнату жиличку с грудным ребенком в
надежде иметь небольшой дополнительный доход. Я всё время думал, откуда у
жилички могут быть деньги? Мужа у нее нет, сама она была горбатой и не работала.
Занималась своей девочкой. Сезон малины и орехов не настал еще, так что мы с
бабушкой почти бездельничали. Ходили в церковь. Для этого мне перекрасили белую
рубашку в черную. А пуговки так и остались белыми. Инструкцию, как вести себя в
храме, я получил. Обычно я становился на колени впереди всех прихожан,
крестился и кланялся по одному разу каждой иконе иконостаса, чтобы не обидно
было кому-нибудь из святых. Священник бросал на меня иногда взгляд, потому что
службу его я не слушал, а молился о своем. Всё мое моление заключалось в том,
чтобы у жилички появились деньги, и она смогла бы заплатить за постой. Чтобы и
на следующий год у бабушкиной козы было молоко. Чтобы уродилась малина и орехи.
Тогда набрали бы мы всего-всего много-много, продали бы, появились бы у нас
деньги. И мы тогда смогли бы выкупать хлеб по карточкам.
Однажды священник спросил тихонько:
— О чем же ты молишься, и кому?
От
неожиданности я забыл, как надо обращаться. Не будешь же говорить:
— Товарищ священник, я молюсь….
Я
поступил просто и обратился к нему со словами:
— Дедушка, я молюсь каждой иконке в церкви,
кладу крест и кланяюсь по одному разу. Прошу, чтобы коза обошлась, чтобы был
урожай малины и орехов. Без этого нам с бабушкой не на что жить. Не будет
денег, и мы не сможем выкупать хлеб. Вот у этой красивой тетеньки, я не знаю,
как ее зовут, которая с маленьким мальчиком, я прошу, чтобы у нашей жилички
появились деньги, и она смогла бы заплатить за постой. Священник махнул рукой
возле глаза, видимо, что-то попало, и говорит:
— Эту тетеньку зовут мать Мария.
— Дедушка, — шепчу я ему в ухо, — мне
неудобно ее называть словом «мать». У нас там, далеко, дома дядьки ругаются
черным словом, и всё время говорят слово «мать». У меня есть тетя. Её зовут
Мария. Мы у нее берем иногда свекольные листы на щи. Это лучше, чем лебеда и
крапива. Я зову ее тетей Машей. Правда, ведь не мать Мария придумала эти
ругательные слова, а дядьки почему-то всё время говорят слово «мать». Можно
мать Марию я буду называть тетей Машей?
Священник сжал мое плечо, сказал:
— Иди, становись к причастию первым. Помыслы
твои чистые. Сегодня праздник Вознесения Господня.